Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский автобус. Статьи


 

Дорогие пассажиры

 
 
На днях в автобусах, курсирующих по семидесятому алматинскому маршруту, появились объявления довольно удручающего для горожан содержания. В них алматинцев информировали о повышении тарифа на проезд, которое должно наступить аккурат после новогодних праздников. Однако в департаменте пассажирского транспорта и автомобильных дорог сообщили, что «добро» на увеличение стоимости проезда они не давали. Плату за проезд перевозчик поднимает самовольно, но при этом, как выяснила корреспондент «Позиции.kz», вполне законно.

60 тенге с 3 января. Именно столько алматинцы должны будут платить за проезд в автобусах, которые обслуживают четвертый и пятый автопарки. Пока о своих намерениях повысить тариф открыто объявили только эти два предприятия. Но вполне логично предположить, что их примеру последуют и другие перевозчики. Тем более что законных оснований на это у них, как выяснилось, предостаточно.

Как сообщили «Позиции.kz» в алматинском департаменте пассажирского транспорта и автомобильных дорог, никакого разрешения с их стороны на повышение тарифов не поступало. Более того, сотрудники департамента были весьма удивлены тем, что автопарки даже обозначили конкретные сроки удорожания проезда. Кроме того, заместитель начальника транспортного ведомства Алматы Макаш Ермуханбетов заверил, что пока никакого повышения не предвидится, так как заявка перевозчиков в настоящее время находится только на стадии рассмотрения.

Вместе с тем директор автобусного парка № 4, Абдылдабек Куркубаев отметил, что его предприятие в соответствии со статьей 10 Закона РК «О транспорте» имеет полное право повысить тариф на проезд. Эта самая статья гласит, что на перевозку пассажиров «устанавливаются свободные (договорные) тарифы… обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью». Львиная доля автобусных парков, обслуживающих жителей Алматы, находится в частной собственности. И теоретически каждое предприятие может устанавливать тариф на проезд самостоятельно, исходя из своих потребностей, а также ситуации, складывающейся на рынке.

– Вы поймите, сейчас все подорожало, и в первую очередь – солярка и запасные части, – говорит Абдылдабек Куркубаев. – Мы уже два месяца работаем себе в убыток, наш долг за ГСМ достиг 49 млн тенге. Вы только вдумайтесь, как при нынешних ценах наши водители могут прожить на зарплату в 25 тысяч тенге? Мы просили департамент, отправили им свои расчеты, но никакого ответа не получили.

В принципе, жалобы транспортников понять можно. К примеру, четвертый автобусный парк, в котором более 250 единиц техники, – самый крупный в Алматы. Маршруты, которые он обслуживает, – одни из самых проблемных, в числе которых барахолка и «Саяхат». С конца октября, когда в очередной раз резко повысились цены на ГСМ, чистая прибыль перевозчиков упала. А поскольку зарплата водителей состоит из мизерного оклада и процента от ежедневной выручки, то и они в конечном итоге стали получать меньше. Так автопарк за считанные недели потерял наиболее квалифицированных водителей, которые предпочли искать места более высоких заработков. А тут еще и зима, к которой нужно было готовить технику – проводить ремонт, закупать дорогие запасные части. Учитывая все это, и было принято решение повысить стоимость проезда. Правда, большинство горожан этим доводам не верит. С января следующего года повышаются многие социальные выплаты, а это уже по традиции стало предвестником грядущего повышения тарифов.

Кстати, в антимонопольном управлении Алматы, которое и должно следить за тем, чтобы тарифы не росли «просто так», выяснились весьма интересные факты. По закону субъекты рынка, занимающие на нем доминирующее положение и внесенные в государственный реестр, имеют право за 30 календарных дней сообщить о планируемом повышении тарифа на монопольно оказываемые услуги. Но есть одна проблема – список таких субъектов в Казахстане еще не определен. Сейчас управление проводит анализ с целью выяснить, есть ли среди алматинских автобусных парков доминирующий, которому и предстоит попасть в госреестр. Пока по расчетам выходит, что явного монополиста на рынке нет, а значит, государству попросту некому диктовать свои условия. Кроме того, с реформированием системы антимонопольных органов и органов, занимающихся защитой конкуренции, вопрос с регулированием тарифной политики фактически повис в воздухе.

Получается, что сейчас сложилась ситуация, при которой каждый перевозчик вправе устанавливать тот тариф на проезд, который он считает наиболее оптимальным.

Вряд ли спасет алматинских пассажиров и автоматическая электронная система оплаты проезда, которая должна быть установлена в трамваях и троллейбусах сразу после Нового года, а в автобусах – ближе к весне. Несмотря на то что никаких затрат бюджет города не понесет – система будет установлена за счет инвесторов, с которыми постепенно будут расплачиваться сами перевозчики, – никто не дает гарантии, что это ноу-хау не отразится на кошельках пассажиров. Ведь деньги за электронную систему должны будут возвращать автобусные парки, к перечню затрат которых прибавится еще один пункт расходов. Так что повышение тарифов будет точно. Это всего лишь вопрос времени.
 

 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Сайт управляется системой uCoz