Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский автобус. Статьи


 

Два года и вся жизнь

Раскрывая тему, можно сказать, что вся жизнь Дмитрия Михайловича Борщевского посвящена транспорту. И когда грянула война, и в мирные послевоенные, и в нынешние суверенные годы он был на колесах, при колесах и над колесами

 

Два года и вся жизнь


Василий Шупейкин
Тел.: 2796216,
87013374555
А два года, что вынесены в заголовок, спросит читатель, они были "без колес"? По большому счету, их не было вообще, но именно они определили судьбу нашего героя, в том числе и "колесно-транспортную"…

…В 1941-м, когда Мите исполнилось 16 лет, не только ему, но и многим сверстникам казалось: впереди счастливая, безоблачная жизнь, "сто дорог перед тобой, выбирай любую", и все они ведут в светлое будущее. Главным в этом году для сына комиссара Красной Армии, что проходил службу в Белоруссии, было успешное окончание школы и поступление в институт. И было бы оно все так, как задумано, если бы не война. Первый ее день стал последним, когда Митя видел папу, тревожного, но уверяющего, что все будет хорошо, враг будет разбит и на земле советской вновь воцарится счастье. Все или почти все из обещанного отцом сбылось, только случилась эта великая победа без папы…

– Мы не получили ни одного письма с фронта, – вспоминает Дмитрий Михайлович сегодня. – Нас с мамой эвакуировали на восток, и только там через год мы узнали, что отец, который служил вместе с легендарным генералом Дмитрием Карбышевым, геройски погиб. Я поклялся отомстить за отца.

Вот здесь и понадобились ему недостающие до возраста призыва в Красную Армию два года.

В 1942 году положение на фронтах было тяжелым. Военком не стал особенно выяснять, сколько лет рослому парню без документов, – у многих эвакуированных не было паспортов. А этот с виду годился в солдаты, потому и был без промедления призван и направлен в учебный батальон, осваивающий новую для армии технику – машины-амфибии. Их по ленд-лизу поставили советской стороне американцы.

Едва оказавшись на месте механика-водителя амфибии, курсант Борщевский понял: ничего более совершенного в этом мире не бывает, и это – его. Первым испытанием его сродненности с боевой машиной стали экзаменационные учения батальона. Задачу поставили, казалось бы, невыполнимую: форсировать реку Нарву с рубежа трехметрового отвесного берега. Командир батальона поначалу отказался, мол, погубим и личный, и подвижной состав. Экзаменатор рассвирепел: "А ты, полковник, думаешь, что для твоих водных машин фашисты берега всех рек сгладят до горизонтального состояния?!"

Две первые машины рухнули с крутого берега носом вниз да так и остались лежать в ожидании ремонта. Третьим был курсант Борщевский.

– Разрешите мне пройти своим маневром? – обратился он к командирам и, получив добро, разогнал машину до максимальной скорости. Красиво очертив дугу в воздухе, амфибия плюхнулась далеко от края воды...

– Не надо бояться, жмите на газ, – учил он, став инструктором школы механиков, молодое пополнение. – Помните, как в кинофильме про танкистов Крючков на танке прыгает через реку? А наши машины мощнее и более скоростные…

Позже на передовой, форсируя Вислу, Шпрее и все другие европейские реки, он не раз вспомнит свой отчаянный первый опыт, что произошел вопреки инструкциям и наставлениям командиров. Две управляемые им амфибии враг поразит и утопит, а на третьей он дойдет до Берлина.

– После победы мне предложили остаться в офицерских кадрах и продолжить службу, – вспоминает ветеран. – Направили на учебу. Потом я служил в группе советских войск в Германии, в других местах. Но потянуло на родину, к маме, что после войны обосновалась в Алма-Ате. С 1975 года стал и я алмаатинцем. Судьба привела меня в первый автобусный парк, который стал для меня второй семьей.

Про это предприятие и его коллектив, где Борщевскому довелось проработать на различных инженерных и общественных должностях почти три десятка лет, он мог бы рассказывать часами, все – в превосходной степени, да здоровье не позволяет. С помощью супруги Раисы Константиновны Дмитрий Михайлович раскладывает на столе фотографии, документы, почетные грамоты. И это все о нем, первом в Казахстане Алматинском автобусном парке № 1. (Позже в рубрике "Старая площадь" мы расскажем вам историю этого предприятия.)

– В 1975 году первый автобусный был в Казахстане ведущим предприятием транспортной отрасли, – говорит он. – Его слава гремела на весь Союз. К тому времени последние 17 лет парком руководил Алексей Никифорович Сурин, сорок с лишним лет проработавший в системе автотранспорта Казахстана, фронтовик. Было 285 автобусов, которые выходили на линию в две смены и работали с точностью часового механизма. Многие алматинцы помнят, что ближе к восьмидесятым годам наши автобусы придерживались четкого графика, указанного на трафаретах автобусных остановок. Порядок и дисциплина на предприятии были почти что военными, оттого и выполнялись успешно плановые задания. Мы позволяли себе вызывать на социалистическое соревнование автобусные парки Москвы, Минска, Бишкека (тогда Фрунзе) и неизменно оказывались победителями. А по-другому бывшие фронтовики, а шоферы старшего поколения почти все побывали на войне, работать не могли – только победа. К работе относились честно, ответственно и принципиально. Не только взаимовыручка была в почете, но и взаимоконтроль. Нечестные кондукторы и водители-леваки у нас не приживались. А настоящие пахари удостаивались правительственных наград. Главный инженер П. Буряков, водители М. Гусев и С. Журавлев стали кавалерами ордена Трудового Красного Знамени, слесарь Ф. Матвеев и кондуктор А. Корягина были удостоены ордена "Знак Почета", медалью "За трудовое отличие" награждены председатель профкома П. Устименко, кондуктор А. Крюкова и другие работники.

К середине восьмидесятых годов парк насчитывал 370 автобусов! К тому времени большинство боевых побратимов уже были на заслуженном отдыхе. Многие, правда, как и я, на покой не спешили, пока позволяло состояние здоровья, – трудились, приносили посильную помощь, показывали пример молодежи, передавали накопленный опыт. У нас активно действовал совет ветеранов войны и труда автопарка. Полторы сотни только фронтовиков объединились в нем. Самым торжественным и долгожданным праздником для нас, конечно же, был День Победы. Ни одного из участников войны не обходили подарками. Вместе отмечали Наурыз, День пожилого человека, другие даты и праздники. Но, по большому счету, совет стремился помочь предприятию в организации труда, поделиться с молодежью опытом, содействовать контролю на линиях. Трудное время выпало на долю нынешних автоперевозчиков, нелегко им водить автобусы по перегруженным транспортом улицам Алматы. Где уж тут график соблюдать. Но стремиться к достижению уровня обслуживания населения города, каким отличался наш автобусный парк № 1, надо, иначе нечего садиться за баранку автобуса.

Дмитрий Михайлович бескомпромиссен. Что делать – фронтовая закалка и воспитание не позволяют людям его поколения относиться к работе иначе как с высшей меркой ответственности и спроса, в первую очередь с себя. Потому-то они – победители. 

Два года и вся жизнь Два года и вся жизнь

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
 
Сайт управляется системой uCoz