Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский автобус. Статьи


 

 Проезд по-прежнему стоит 40 тенге

Новогоднее настроение алматинцев оказалось изрядно подпорчено увеличившейся платой за проезд в некоторых городских автобусах...

 

Проезд по-прежнему стоит 40 тенгеЕсли в одних по-прежнему действует тариф 40 тенге, то в других кондукторы с 3 января требовали уже по 60 тенге. Мы обратились в департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, а также в автопарки города, чтобы выяснить, что же происходит на самом деле.

Заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Макаш ЕРМУХАНБЕТОВ прокомментировал ситуацию в городе следующим образом:
– В наступившем году стоимость проезда в городском общественном транспорте осталась прежняя и составляет на данный момент 40 тенге и 20 (льготный проезд).

Действительно, ранее предполагалось повышение стоимости проезда до 60 тенге, но потом было принято решение оставить все без изменений. Отсюда – путаница и ажиотаж.

Дело в том, что пассажирскими перевозками занимаются частные компании на договорной основе, поэтому мы не имеем права их наказывать. Хотя наша первая, вполне обоснованная реакция – желание лишить нарушителей лицензии на право перевозок пассажиров в общественном транспорте. Признаюсь, первый рабочий день нынешнего года для сотрудников департамента транспорта, как и для многих алматинцев, начался с очень неприятного "сюрприза" – возмущенные пассажиры жалобами просто "атаковали" нас. Во второй половине дня мы собрали всех руководителей автобусных парков и компаний-перевозчиков для прояснения ситуации. Результат этой встречи – компромисс. То есть с нашей стороны из бюджета будут выделены дополнительные средства на покрытие всех необходимых сверхрасходов автопарков, а с их стороны – гарантия проезда граждан в общественном транспорте за 40 тенге.

Главный бухгалтер автопарка № 5 Гаухар ЖАНСУЛТАНОВА:
– Дизтопливо в городе подорожало еще с ноября, и мы начали делать перерасчеты. Согласно им себестоимость проезда – 83 с лишим тенге. Но мы уже были согласны и на 70 тенге. Акимат с 3 января утвердил тариф за проезд 60 тенге. А вы позвоните в отдел пассажирских перевозок, там – в курсе повышения цен. Вы же понимаете, что мы сами не можем поднять тарифы, да и кто нам разрешит? Официальные объявления в автобусах, которые принадлежат нашему автопарку, мы стали вывешивать уже с 20 декабря, чтобы всех пассажиров предупредить заранее. С января нашим автопарком с департаментом будет заключаться договор, в котором уже заложена новая стоимость проезда. В данный момент у нас имеется внутреннее распоряжение предприятия по повышению тарифа на проезд.

Генеральный директор автобусного парка № 3 Аскар Уалиханович БАЙСУЛТАНОВ:
– На всех наших маршрутах стоимость проезда сохранилась прежняя, то есть 40 тенге и 20 для льготников. Вообще сегодня все дорожает, в том числе и себестоимость проезда. А путаница, думаю, произошла потому, что недавно все предприятия пассажирских перевозок обращались в департамент пассажирского транспорта с просьбой о перерасчете стоимости проезда. В департаменте поняли наше удручающее положение и вроде бы пообещали откликнуться, но затем попросили немного потерпеть и не поднимать цены сразу после Нового года, хотя бы в течение первого квартала. Мы пошли навстречу, поскольку не можем идти против горожан, которые не поймут такого новогоднего подарка. Мы решили, что если это настолько важно в данный момент, значит, нужно немного подождать, и оставили все как есть.

Исполняющий обязанности директора автопарка № 8 Сакен Ахметович ИРГИБАЕВ:
– На всех наших маршрутах стоимость проезда осталась прежней. Хотя, если честно говорить, мы надеялись на то, что с начала года проезд в автобусе будет стоить 60 тенге – устные договоренности на сей счет были. Но ни от маслихата, ни от акимата нам дополнительных письменных указаний не поступило, поэтому мы не стали самовольно поднимать цены. Все автобусы автопарка № 8 как перевозили, так и перевозят алматинцев по городу за 40 тенге. Признаюсь, соблазн увеличить стоимость проезда был велик, но мы честно трудимся и работаем в первую очередь на благо людей.

P.S. Дозвонились мы и до автопарка № 2, где нам сообщили, что 3 января перевозка пассажиров осуществлялась по установленным прежде тарифам.

*****

Водители вышли на забастовку

3 января, оставив тщетные попытки дозвониться в автопарк № 6, где телефоны были либо постоянно заняты, либо молчали, наконец "добираемся" до автопарка № 4. Девушка-секретарь поясняет: "Руководства сейчас на месте нет. Все вышли на улицу: перед парком бунтуют водители и пассажиры".

Едем на Сатпаева и Баумана, где расположен автопарк. Действительно, перед наглухо закрытыми железными воротами толпится группа расстроенных и возмущенных людей.

– Если вы к начальству, то вас туда не пропустят, – с ходу "обнадежили" нас водители. – Они вообще отказываются разговаривать с кем бы то ни было. Ведут себя крайне грубо и агрессивно.

Такое малоутешительное предсказание, увы, сбылось. Нас с фотографом грубо оттолкнул охранник, и пообщаться с руководством автопарка действительно не довелось.

Зато нашему приезду явно обрадовались водители, многие из которых накануне уволились из автопарка, а также "обхамленные" пассажиры.

– Мы слышали по телевидению, читали в вашей газете, что до апреля тариф на проезд в городе остается неизменным, – вступает в разговор пенсионерка Софья Егембердиева. – И действительно, в автобусах, обслуживающих маршруты №№ 63, 2, 92, 31, берут за проезд, как обычно, по 40 тенге и по 20 тенге с пенсионеров. А вот на маршрутах 112, 70, 4 ни с того ни с сего "зарядили" по 60 тенге, а если отказываешься платить такую сумму, просто-напросто высаживают. Сначала мы думали, что это самоуправство водителей и кондукторов, а оказалось – нет. Вот и приехали в автопарк, чтобы выяснить, чем обусловлено поднятие цен у директора предприятия. Однако ни он, ни его заместители к нам не только не соизволили выйти но, напротив, закрылись за железным забором.

В разговор вступили и водители:

– Мы и сами не понимаем, почему на маршрутах из других автопарков берут с пассажиров по 40 тенге, а мы должны по 60, – говорит водитель К. – Как все это объяснить пассажирам, не знаем. Один шофер 112-го маршрута даже ввязался в драку с клиентами. С нас требуют план – 39 тысяч тенге за день. Раньше суточная норма была около 26 тысяч, и то кое-как ее делали, ведь машины постоянно стоят в пробках, на дороге гололед и удается от силы сделать 4 круга. А теперь, когда люди отказываются платить по новым тарифам, что делать нам? После наших возмущений руководство автопарка № 4 уже согласилось обслуживать наиболее скандальных пассажиров по 40 тенге. Но мы не хотим выходить на маршрут на таких условиях.

– Стоим за воротами уже с часу дня, – продолжает водитель С. – А начальство нам говорит: не нравится – увольняйтесь. Около 20 водителей, которые работали на 112-м маршруте, так и поступили. Да и надоело работать бесплатно. Нам уже два месяца не выплачивают зарплату, которая и без того мизерная: в среднем получаем по 17–20 тыс. тенге. А если не дай бог, сломался твой "железный конь", то и вовсе в месяц выходит по три тысячи тенге. Руководство автопарка обвиняет нас в том, что мы сами нелегально кладем в карман по 20 тысяч. Но в то же время не хотят выводить на линию диспетчеров, чтобы проводить проверки.

– Директор автопарка и его заместитель постоянно нас унижают, за людей не считают, – разоткровенничалась кондуктор одного из автобусов. – Чуть что – говорят: увольняйтесь, за вами очередь стоит на трудоустройство. На территорию автопарка нас не пускают, но ведь мы же им собираем немалые деньги и, собственно, кормим начальство.

Выяснилось, что в автопарке имеется профком, который регулярно удерживает из заработной платы водителей определенный процент. А вот помощи никакой эта организация не оказывает. В этой непростой ситуации представителей профкома нам увидеть не удалось, так как они находились по другую сторону "баррикад".

*****

Кондуктор оттаскал пассажирку за волосы!

Галина Дороганова стала "жертвой" кондуктора автобуса № 25 (госномер А618DD)

Молодая женщина, как обычно, в 7.30 отправилась на работу. На конечной остановке "Айгерим" Галина села в автобус № 25.

– Сначала все было спокойно, а потом кондуктор объявил, что теперь плата за проезд 60 тенге, – делится Галина. – Я возмутилась и отказалась платить. Тогда он стал требовать, чтобы я вышла. Показать постановление с печатью, на основании которого повысился тариф, кондуктор отказался, только тыкал пассажиров в объявление, вывешенное в автобусе.

Когда Галина доехала до Чапаева и Абая и стала выходить, он попросил доплатить 20 тенге. Девушка отказалась выполнить его просьбу, и кондуктор принялся затаскивать ее в автобус за волосы. За Галину заступился мужчина.

Галина Дороганова полна решимости отстаивать свои права и привлечь хамоватого кондуктора к ответу. Тем более что с этим маршрутом у пассажирки связаны, мягко говоря, не очень хорошие воспоминания. Однажды, при выходе из автобуса, ее ногу прищемило дверью. Галине пришлось целый месяц носить гипс.

*****

Горячий телефон

Евгения Сергеевна МОИСЕЕВА, пенсионерка:
– Объясните, пожалуйста, что все-таки произошло? Где правда: на страницах вашей газеты или в объявлениях, расклеенных в салонах автобусов? Дело в том, что сегодня на маршрутах № 131 и 119 вместо 20 тенге с меня взяли 30 тенге, хотя "Вечерка" опубликовала информацию о том, что стоимость проезда после Нового года не изменится.

Нина Викторовна ШАПОВАЛОВА, пенсионерка:
– Давно не приходилось сталкиваться с таким откровенным хамством! Утром 3 января в автобусе № 29 (бортовой номер 1088) меня оскорбил водитель, а ведь он годится мне в сыновья. Ругался матом и кричал, что плевать хотел на закон. Он, видите ли, руководствуется постановлениями своего начальства, поэтому отныне пенсионеры должны платить 30 тенге.

Гаухар САЛДАБАЕВА, студентка:
– Когда сегодня утром я подала 20 тенге, чтобы оплатить проезд в автобусе № 121 (бортовой номер А 802), кондуктор попросил еще 10 тенге добавить. Я, естественно, отказалась, ссылаясь на вашу газету. Между нами завязалась перепалка. Тогда водитель остановил автобус, вернул мои 20 тенге и предложил покинуть автобус. Я отказалась, и меня попросту вышвырнули из салона. Тогда я заявила, что буду жаловаться, в ответ услышала: "Жалуйтесь, куда хотите, газета нам не указ". В результате я опоздала в институт на занятия. Но самым обидным для меня было не это, а реакция остальных пассажиров. Все кричали на меня за то, что я задерживаю автобус.

Автобусные маршруты, в которых за проезд брали 60 тенге
 

Название автопарка Маршрут автобуса Примечание
Алма транс LTD 65, 73  
95  
99  
102, 119  
25 кондуктор за волосы затащил пассажирку в автобус
32 Кондукторы затевают драки
Автопарк № 4 4  
29, 70  
111, 112  
118, 121  
6 водитель обругал нецензурной бранью пассажиров
79 кондуктор хамил пассажирам
"БаТу travel комп." 37 водитель не выпускал из автобуса пассажиров, не заплативших 60 тенге
43, 59  
98  
126  
77 кондуктор хамил пассажирам


*****

Дорогие читатели!

Если с вас в автобусе пытаются взять плату, превышающую 40 тенге, звоните авторам материала по телефону 279-74-41 или оставляйте сообщения на сайте.

Материал подготовили:
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ,
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Фото Раисы КРУГОВОЙ

На фото: разговор с водителями автопарка № 4; Галина Дороганова "жертва" кондуктора автобуса № 25 

Проезд по-прежнему стоит 40 тенге Проезд по-прежнему стоит 40 тенге
05.01.2008


     

 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Сайт управляется системой uCoz