|
Сразу же адресуем благодарность ветерану
Алматинского автобусного парка №1, участнику Великой
Отечественной войны Дмитрию Михайловичу Борщевскому,
предоставившему справочно-исторические материалы о своем
предприятии |
Раздел ведет
Василий Шупейкин
Тел.: 2796216,
87013374555 |
Тарантасы, пролетки, конные экипажи появились в Верном как только он
обзавелся собственными улицами. Извоз приветствовался и поощрялся
всегда и везде, при всех правителях и общественном укладе.
Большевики с извозчиками тоже не боролись, и вредоносным социализму
семенем их не объявляли. Вплоть до 1926 года на улицах Верного
царствовал гужевой транспорт, хотя автомобиль в те времена уже
перестал быть диковиной в Казахстане. Но автобус, в который пускали
всех и с "бешеной" скоростью – 15 – 20 километров в час – везли по
ухабам и пыли, мощеным и грунтовым дорогам, слыл все еще чем-то
сродни головокружительным аттракционам.
Достоверно известно, что первый автомобиль, взорвавший тишину нашего
города клаксоновым гудком и выпустивший в девственную чистоту
предгорий клубы едкого дыма, появился в 1915 году. Звали его "Мерседес-Бенц".
А в общем на весь Казахстан, по данным на первое января 1910 года,
колесили 23 авто различных европейских и американских марок и 12
мотоциклов, тоже не русских. К концу уже советского 1928 года
автомобилей в республике было аж 247 штук.
Но вернемся к верненским частным извозчикам, которые делились
клиентами с автобусниками-частниками до 1932 года.
Вот что сообщает известная алматинская журналистка Елена Мироглова,
тридцать пять лет назад написавшая историю Алматинского автобусного
парка № 1 и подарившая эту брошюру Дмитрию Борщевскому.
"…В 1932 году решением исполкома городского совета Алма-Аты было
создано первое автомобильно-гужевое транспортное хозяйство для
перевозки людей и грузов. В этом хозяйстве работали 138 человек.
Среди них – два инженера, 20 шоферов, 50 конюхов-извочиков.
Располагало хозяйство 45 бричками, 5 фаэтонами, 12 автомобилями и
100 лошадьми. Находилось оно на пересечении нынешних улиц Райымбека
и Фурманова. Это и был первый шаг – начало трудовой биографии
коллектива автобусного парка № 1, первого предприятия общественного
транспорта в Казахстане.
1932 год коллектив считает годом своего рождения. Тогдашний парк
машин состоял из АМО-Ф-15, ЯЗ-5, "Опелей", "Доджей", "Рено", "Уайтов",
а производственные помещения располагались в наспех выстроенных
четырех деревянных сараях. В трех из них помещались лошади, а один
сарай служил местом ремонта машин.
В зимнее время, чтобы завести мотор, подогревали масло в картерах
двигателей факелами. Работали зачастую на самолюбии. Весь ремонтный
инструмент состоял из молотка и зубила. Особенно бедствовали из-за
колес… Тогда на ободе колеса имелась толстая резина без камеры, а на
ней долго не проездишь. Маршруты движения первых автобусов были
совсем короткими – из Малой станицы на базар, а оттуда вновь в Малую
станицу. Жители искоса поглядывали на это грохочущее и скрипящее
иностранное чудо техники. Иных пассажиров шофера затаскивали в салон
силой…"
В 1935 году автогужевое хозяйство реорганизовали – оно стало только
автомобильным.
К началу 1970-х годов в нем насчитывалось 285 автобусов. Потом,
накануне перестройки, их число перевалит за 350, и будет это
автохозяйство одним из лучших в Советском Союзе. |
|
|