|
Раскрывая тему, можно сказать, что вся жизнь
Дмитрия Михайловича Борщевского посвящена транспорту. И когда
грянула война, и в мирные послевоенные, и в нынешние суверенные
годы он был на колесах, при колесах и над колесами |
Василий Шупейкин
Тел.: 2796216,
87013374555 |
А два года, что вынесены в заголовок, спросит читатель, они были
"без колес"? По большому счету, их не было вообще, но именно они
определили судьбу нашего героя, в том числе и
"колесно-транспортную"…
…В 1941-м, когда Мите исполнилось 16 лет, не только ему, но и многим
сверстникам казалось: впереди счастливая, безоблачная жизнь, "сто
дорог перед тобой, выбирай любую", и все они ведут в светлое
будущее. Главным в этом году для сына комиссара Красной Армии, что
проходил службу в Белоруссии, было успешное окончание школы и
поступление в институт. И было бы оно все так, как задумано, если бы
не война. Первый ее день стал последним, когда Митя видел папу,
тревожного, но уверяющего, что все будет хорошо, враг будет разбит и
на земле советской вновь воцарится счастье. Все или почти все из
обещанного отцом сбылось, только случилась эта великая победа без
папы…
– Мы не получили ни одного письма с фронта, – вспоминает Дмитрий
Михайлович сегодня. – Нас с мамой эвакуировали на восток, и только
там через год мы узнали, что отец, который служил вместе с
легендарным генералом Дмитрием Карбышевым, геройски погиб. Я
поклялся отомстить за отца.
Вот здесь и понадобились ему недостающие до возраста призыва в
Красную Армию два года.
В 1942 году положение на фронтах было тяжелым. Военком не стал
особенно выяснять, сколько лет рослому парню без документов, – у
многих эвакуированных не было паспортов. А этот с виду годился в
солдаты, потому и был без промедления призван и направлен в учебный
батальон, осваивающий новую для армии технику – машины-амфибии. Их
по ленд-лизу поставили советской стороне американцы.
Едва оказавшись на месте механика-водителя амфибии, курсант
Борщевский понял: ничего более совершенного в этом мире не бывает, и
это – его. Первым испытанием его сродненности с боевой машиной стали
экзаменационные учения батальона. Задачу поставили, казалось бы,
невыполнимую: форсировать реку Нарву с рубежа трехметрового
отвесного берега. Командир батальона поначалу отказался, мол,
погубим и личный, и подвижной состав. Экзаменатор рассвирепел: "А
ты, полковник, думаешь, что для твоих водных машин фашисты берега
всех рек сгладят до горизонтального состояния?!"
Две первые машины рухнули с крутого берега носом вниз да так и
остались лежать в ожидании ремонта. Третьим был курсант Борщевский.
– Разрешите мне пройти своим маневром? – обратился он к командирам
и, получив добро, разогнал машину до максимальной скорости. Красиво
очертив дугу в воздухе, амфибия плюхнулась далеко от края воды...
– Не надо бояться, жмите на газ, – учил он, став инструктором школы
механиков, молодое пополнение. – Помните, как в кинофильме про
танкистов Крючков на танке прыгает через реку? А наши машины мощнее
и более скоростные…
Позже на передовой, форсируя Вислу, Шпрее и все другие европейские
реки, он не раз вспомнит свой отчаянный первый опыт, что произошел
вопреки инструкциям и наставлениям командиров. Две управляемые им
амфибии враг поразит и утопит, а на третьей он дойдет до Берлина.
– После победы мне предложили остаться в офицерских кадрах и
продолжить службу, – вспоминает ветеран. – Направили на учебу. Потом
я служил в группе советских войск в Германии, в других местах. Но
потянуло на родину, к маме, что после войны обосновалась в Алма-Ате.
С 1975 года стал и я алмаатинцем. Судьба привела меня в первый
автобусный парк, который стал для меня второй семьей.
Про это предприятие и его коллектив, где Борщевскому довелось
проработать на различных инженерных и общественных должностях почти
три десятка лет, он мог бы рассказывать часами, все – в превосходной
степени, да здоровье не позволяет. С помощью супруги Раисы
Константиновны Дмитрий Михайлович раскладывает на столе фотографии,
документы, почетные грамоты. И это все о нем, первом в Казахстане
Алматинском автобусном парке № 1. (Позже в рубрике "Старая площадь"
мы расскажем вам историю этого предприятия.)
– В 1975 году первый автобусный был в Казахстане ведущим
предприятием транспортной отрасли, – говорит он. – Его слава гремела
на весь Союз. К тому времени последние 17 лет парком руководил
Алексей Никифорович Сурин, сорок с лишним лет проработавший в
системе автотранспорта Казахстана, фронтовик. Было 285 автобусов,
которые выходили на линию в две смены и работали с точностью
часового механизма. Многие алматинцы помнят, что ближе к
восьмидесятым годам наши автобусы придерживались четкого графика,
указанного на трафаретах автобусных остановок. Порядок и дисциплина
на предприятии были почти что военными, оттого и выполнялись успешно
плановые задания. Мы позволяли себе вызывать на социалистическое
соревнование автобусные парки Москвы, Минска, Бишкека (тогда Фрунзе)
и неизменно оказывались победителями. А по-другому бывшие
фронтовики, а шоферы старшего поколения почти все побывали на войне,
работать не могли – только победа. К работе относились честно,
ответственно и принципиально. Не только взаимовыручка была в почете,
но и взаимоконтроль. Нечестные кондукторы и водители-леваки у нас не
приживались. А настоящие пахари удостаивались правительственных
наград. Главный инженер П. Буряков, водители М. Гусев и С. Журавлев
стали кавалерами ордена Трудового Красного Знамени, слесарь Ф.
Матвеев и кондуктор А. Корягина были удостоены ордена "Знак Почета",
медалью "За трудовое отличие" награждены председатель профкома П.
Устименко, кондуктор А. Крюкова и другие работники.
К середине восьмидесятых годов парк насчитывал 370 автобусов! К тому
времени большинство боевых побратимов уже были на заслуженном
отдыхе. Многие, правда, как и я, на покой не спешили, пока позволяло
состояние здоровья, – трудились, приносили посильную помощь,
показывали пример молодежи, передавали накопленный опыт. У нас
активно действовал совет ветеранов войны и труда автопарка. Полторы
сотни только фронтовиков объединились в нем. Самым торжественным и
долгожданным праздником для нас, конечно же, был День Победы. Ни
одного из участников войны не обходили подарками. Вместе отмечали
Наурыз, День пожилого человека, другие даты и праздники. Но, по
большому счету, совет стремился помочь предприятию в организации
труда, поделиться с молодежью опытом, содействовать контролю на
линиях. Трудное время выпало на долю нынешних автоперевозчиков,
нелегко им водить автобусы по перегруженным транспортом улицам
Алматы. Где уж тут график соблюдать. Но стремиться к достижению
уровня обслуживания населения города, каким отличался наш автобусный
парк № 1, надо, иначе нечего садиться за баранку автобуса.
Дмитрий Михайлович бескомпромиссен. Что делать – фронтовая закалка и
воспитание не позволяют людям его поколения относиться к работе
иначе как с высшей меркой ответственности и спроса, в первую очередь
с себя. Потому-то они – победители. |
|
|
|