История
Лиаз-5256 появился в Алматы впервые летом
1988 года в 1 и 8 автопарках, причем 8 автопарк ведет историю
своего появления тоже с лета 1988 и начался именно с 5256,
которыми сразу был укомплектован 87-й маршрут, позже к осени
1988 5256-е появились на переданных из пятого парка
113,173,71,174, к весне 1989 появились и на 10, 69, а в
дальнейшем по мере передачи в 8 парк айнабулаковских маршрутов
они там работали на всех.
8-й парк получал в
больших количествах эту модель в 1988-1990, следующие 2 штуки
(3594-З595 АТР) получил в 1991. В 1992 город не получил ни
одного 5256. А в 1993 пошли не очень качественные чимкентской
сборки 3483-3486 АТР, 0393-0394 АТР, Следующие 1125-1126 АТУ уже
имели удлиненный кузов и кустанайский дизель Урал 740, так как
Камаз после пожара в 1993 не мог обеспечить двигателями
чимкентских кустарей. В 8 парке имелся также учебный 5256 (16-02
АТП).
В 8 парк последними поступили (1993-94) -
3483 АТН (3738 маршрут 71), 3484 АТН (3802,36 маршрут),3485 АТН
(3736, 10 маршрут),3486 АТН (3804 13 маршрут), 0393 АТУ (3740
113 и173 маршрут), 0394 АТУ (69 маршрут № 3811), 1125 АТУ (3748
113 маршрут), 1126 АТУ (3741 10 маршрут) 25-?? АТУ (лето 1994,
чимкентский надпись на борту "ШымкентЛиАЗ", 113 маршрут,
прослужил недолго), 3733 перебитый 1326 из пятого парка
0634 АТУ, 3734 то
же 1327, 3745-0539 АТР из третьего. 927-0537 АТР в третьем,
940-0539 АТР, 975-0540 АТР
В 8-м парке
5256 - 1670-1673 АТП, 1602-1605 АТП, 0501-0506 АТП, 2068 АТП, 4885-4890
АТП, 5327-5330 АТП, 6388-6392 АТП, 9459-9463 АТП, 0321-0330 АТР
(0324 АТР-3724). 1-й парк: 0534-05?? АТП, 2467-2470 АТП,
0024-0028 АТР (0029,30-?), 1947 АТР, 5701 АТП.
В А/п № 1 также имелся большой парк 5256,
работали они там без исключения на всех маршрутах, были
1988-1990 годов, прослужили там до 1994 и были списаны без
передачи в восьмой парк. Следующими парками куда попали 5256
осенью 1989 были пятый и шестой
В пятом это был 56-82 АТП (1335) и
разумеется 32-й маршрут, в шестом 5981 и 5992 АТП (1707 и
1706 соответственно) оба попали на 22-й маршрут, доживали свой
век на 126 и 50, исчезли в 1993. В дальнейшем пятый парк
получал 5256 в 1989-1991 (1991-1 штука 3588 АТР,64 маршрут).
В пятом впервые в городе появились
двухдверные пригородные 5256 (лето 1990, последний из
них 0377 АТР 1386 послужил до 1997 уже в восьмом), в 1993 а/п 5
получил также изделия чимкентских кустарей 0632-0634 АТУ, позже
1186 и 1187 АТУ с кустанайскими дизелями (эти поездили немногим
более полугода и были списаны осенью 1994). Итого - 22 штуки.
Работали в основном на 64 и 32, по две штуки на 77 и 110, по
одной на 99 и 70. 1186 АТУ сразу попал на 67, исчез в сентябре
1994 с 7-го автопоезда.
В третьем парке 5256 появились летом
1990, и были очевидно призваны восполнить нехватку Икарусов, так
как вся партия 0537-0543 АТР оказалась на традиционно "икарусовских"
92 и 146. Не избежал третий парк и изделий чимкентских умельцев:
на 79-м маршруте ездил 0884 АТУ еще с родным камазовским
дизелем, дожил свой век в восьмом парке под № 3825.
В шестой парк в 1991 попал 4972 АТР
(1837) работал в основном на 78 и 91 (иногда 43). Исчез осенью
1993 вместе с 78-м маршрутом по Абая. В 1996 в связи с закупкой
Манов все 5256 разных годов выпуска со всех парков (те что еще
не успели списать) оказались в 8-парке, в течение 1996-97
автобусы 1990-93 годов(те что попали в 8-й) были списаны,
прослужив очень недолго от 4 до 7 лет. Последним 5256
встречавшимся на маршруте был 3485 АТР (3736) и маршрут № 10. С
1998 в городе больше не встречались.
Новейшая история 5256 началась в 1998 году когда
невесть откуда в а/п №1 появился на "двойке" белый в
желтую полосочку автобус под № 100. Он послужил довольно долго
аж 5 лет, исчез летом 2003, хотя первая серьезная поломка и
простой случилась с ним летом 2001. Был перенумерован в № 1,
ходил на 434, а исчез с 38, когда автобусы из первого парка
оказались в шестом.
В январе 2003 третий парк взял 15 штук
нереального бирюзового цвета 5256, и летом того же года
намеревался взять еще 25, с целью укомплектовать 492 и 446,
однако этого не случилось. Все автобусы имели турбодизель ЯМЗ
236 НЕ (почему то именно его ликинцы рекомендуют как самый
лучший вариант), однако через
год уже начались списания автобусов этой партии, в 2006 уже
ездило буквально несколько в дым ушатанных на 446, и за ними
нет-нет выезжала техпомощь, все чаще их можно было видеть на
буксире. В нескольких Мерсах О 405 работающих сегодня на 106 от
третьего парка можно увидеть зеленые поручни от автобусов той
последней партии.
Также Алматинский аэропорт имеет (постепенно
вытесняются Хундаями Аэросити) 5256 с номерами А 173-178CH, 2002
года выпуска, также встречался там один двухдверник. И какая то
частная контора для развозки сотрудников приобрела двухдверник в
классической заводской окраске (белый в зеленую полосочку),
встречается по утрам на Саина, номер что то А ???NS
Валентин,
Максим Гольбрайхт, Артем (tr.ru)
Фото Максим Гольбрайхт, Амир
Нургалиев