Если
в одних по-прежнему действует тариф 40 тенге, то в других
кондукторы с 3 января требовали уже по 60 тенге. Мы
обратились в департамент пассажирского транспорта и
автомобильных дорог Алматы, а также в автопарки города,
чтобы выяснить, что же происходит на самом деле.
Заместитель директора департамента пассажирского транспорта
и автомобильных дорог города Алматы Макаш ЕРМУХАНБЕТОВ
прокомментировал ситуацию в городе следующим образом:
– В наступившем году стоимость проезда в городском
общественном транспорте осталась прежняя и составляет на
данный момент 40 тенге и 20 (льготный проезд).
Действительно, ранее предполагалось повышение стоимости
проезда до 60 тенге, но потом было принято решение оставить
все без изменений. Отсюда – путаница и ажиотаж.
Дело в том, что пассажирскими перевозками занимаются частные
компании на договорной основе, поэтому мы не имеем права их
наказывать. Хотя наша первая, вполне обоснованная реакция –
желание лишить нарушителей лицензии на право перевозок
пассажиров в общественном транспорте. Признаюсь, первый
рабочий день нынешнего года для сотрудников департамента
транспорта, как и для многих алматинцев, начался с очень
неприятного "сюрприза" – возмущенные пассажиры жалобами
просто "атаковали" нас. Во второй половине дня мы собрали
всех руководителей автобусных парков и компаний-перевозчиков
для прояснения ситуации. Результат этой встречи –
компромисс. То есть с нашей стороны из бюджета будут
выделены дополнительные средства на покрытие всех
необходимых сверхрасходов автопарков, а с их стороны –
гарантия проезда граждан в общественном транспорте за 40
тенге.
Главный бухгалтер автопарка № 5 Гаухар ЖАНСУЛТАНОВА:
– Дизтопливо в городе подорожало еще с ноября, и мы начали
делать перерасчеты. Согласно им себестоимость проезда – 83 с
лишим тенге. Но мы уже были согласны и на 70 тенге. Акимат с
3 января утвердил тариф за проезд 60 тенге. А вы позвоните в
отдел пассажирских перевозок, там – в курсе повышения цен.
Вы же понимаете, что мы сами не можем поднять тарифы, да и
кто нам разрешит? Официальные объявления в автобусах,
которые принадлежат нашему автопарку, мы стали вывешивать
уже с 20 декабря, чтобы всех пассажиров предупредить
заранее. С января нашим автопарком с департаментом будет
заключаться договор, в котором уже заложена новая стоимость
проезда. В данный момент у нас имеется внутреннее
распоряжение предприятия по повышению тарифа на проезд.
Генеральный директор автобусного парка № 3 Аскар Уалиханович
БАЙСУЛТАНОВ:
– На всех наших маршрутах стоимость проезда сохранилась
прежняя, то есть 40 тенге и 20 для льготников. Вообще
сегодня все дорожает, в том числе и себестоимость проезда. А
путаница, думаю, произошла потому, что недавно все
предприятия пассажирских перевозок обращались в департамент
пассажирского транспорта с просьбой о перерасчете стоимости
проезда. В департаменте поняли наше удручающее положение и
вроде бы пообещали откликнуться, но затем попросили немного
потерпеть и не поднимать цены сразу после Нового года, хотя
бы в течение первого квартала. Мы пошли навстречу, поскольку
не можем идти против горожан, которые не поймут такого
новогоднего подарка. Мы решили, что если это настолько важно
в данный момент, значит, нужно немного подождать, и оставили
все как есть.
Исполняющий обязанности директора автопарка № 8 Сакен
Ахметович ИРГИБАЕВ:
– На всех наших маршрутах стоимость проезда осталась
прежней. Хотя, если честно говорить, мы надеялись на то, что
с начала года проезд в автобусе будет стоить 60 тенге –
устные договоренности на сей счет были. Но ни от маслихата,
ни от акимата нам дополнительных письменных указаний не
поступило, поэтому мы не стали самовольно поднимать цены.
Все автобусы автопарка № 8 как перевозили, так и перевозят
алматинцев по городу за 40 тенге. Признаюсь, соблазн
увеличить стоимость проезда был велик, но мы честно трудимся
и работаем в первую очередь на благо людей.
P.S. Дозвонились мы и до автопарка № 2, где нам сообщили,
что 3 января перевозка пассажиров осуществлялась по
установленным прежде тарифам.
*****
Водители вышли на забастовку
3 января, оставив тщетные попытки дозвониться в автопарк №
6, где телефоны были либо постоянно заняты, либо молчали,
наконец "добираемся" до автопарка № 4. Девушка-секретарь
поясняет: "Руководства сейчас на месте нет. Все вышли на
улицу: перед парком бунтуют водители и пассажиры".
Едем на Сатпаева и Баумана, где расположен автопарк.
Действительно, перед наглухо закрытыми железными воротами
толпится группа расстроенных и возмущенных людей.
– Если вы к начальству, то вас туда не пропустят, – с ходу
"обнадежили" нас водители. – Они вообще отказываются
разговаривать с кем бы то ни было. Ведут себя крайне грубо и
агрессивно.
Такое малоутешительное предсказание, увы, сбылось. Нас с
фотографом грубо оттолкнул охранник, и пообщаться с
руководством автопарка действительно не довелось.
Зато нашему приезду явно обрадовались водители, многие из
которых накануне уволились из автопарка, а также
"обхамленные" пассажиры.
– Мы слышали по телевидению, читали в вашей газете, что до
апреля тариф на проезд в городе остается неизменным, –
вступает в разговор пенсионерка Софья Егембердиева. – И
действительно, в автобусах, обслуживающих маршруты №№ 63, 2,
92, 31, берут за проезд, как обычно, по 40 тенге и по 20
тенге с пенсионеров. А вот на маршрутах 112, 70, 4 ни с того
ни с сего "зарядили" по 60 тенге, а если отказываешься
платить такую сумму, просто-напросто высаживают. Сначала мы
думали, что это самоуправство водителей и кондукторов, а
оказалось – нет. Вот и приехали в автопарк, чтобы выяснить,
чем обусловлено поднятие цен у директора предприятия. Однако
ни он, ни его заместители к нам не только не соизволили
выйти но, напротив, закрылись за железным забором.
В разговор вступили и водители:
– Мы и сами не понимаем, почему на маршрутах из других
автопарков берут с пассажиров по 40 тенге, а мы должны по
60, – говорит водитель К. – Как все это объяснить
пассажирам, не знаем. Один шофер 112-го маршрута даже
ввязался в драку с клиентами. С нас требуют план – 39 тысяч
тенге за день. Раньше суточная норма была около 26 тысяч, и
то кое-как ее делали, ведь машины постоянно стоят в пробках,
на дороге гололед и удается от силы сделать 4 круга. А
теперь, когда люди отказываются платить по новым тарифам,
что делать нам? После наших возмущений руководство автопарка
№ 4 уже согласилось обслуживать наиболее скандальных
пассажиров по 40 тенге. Но мы не хотим выходить на маршрут
на таких условиях.
– Стоим за воротами уже с часу дня, – продолжает водитель С.
– А начальство нам говорит: не нравится – увольняйтесь.
Около 20 водителей, которые работали на 112-м маршруте, так
и поступили. Да и надоело работать бесплатно. Нам уже два
месяца не выплачивают зарплату, которая и без того мизерная:
в среднем получаем по 17–20 тыс. тенге. А если не дай бог,
сломался твой "железный конь", то и вовсе в месяц выходит по
три тысячи тенге. Руководство автопарка обвиняет нас в том,
что мы сами нелегально кладем в карман по 20 тысяч. Но в то
же время не хотят выводить на линию диспетчеров, чтобы
проводить проверки.
– Директор автопарка и его заместитель постоянно нас
унижают, за людей не считают, – разоткровенничалась
кондуктор одного из автобусов. – Чуть что – говорят:
увольняйтесь, за вами очередь стоит на трудоустройство. На
территорию автопарка нас не пускают, но ведь мы же им
собираем немалые деньги и, собственно, кормим начальство.
Выяснилось, что в автопарке имеется профком, который
регулярно удерживает из заработной платы водителей
определенный процент. А вот помощи никакой эта организация
не оказывает. В этой непростой ситуации представителей
профкома нам увидеть не удалось, так как они находились по
другую сторону "баррикад".
*****
Кондуктор оттаскал пассажирку за волосы!
Галина Дороганова стала "жертвой" кондуктора автобуса № 25 (госномер
А618DD)
Молодая женщина, как обычно, в 7.30 отправилась на работу.
На конечной остановке "Айгерим" Галина села в автобус № 25.
– Сначала все было спокойно, а потом кондуктор объявил, что
теперь плата за проезд 60 тенге, – делится Галина. – Я
возмутилась и отказалась платить. Тогда он стал требовать,
чтобы я вышла. Показать постановление с печатью, на
основании которого повысился тариф, кондуктор отказался,
только тыкал пассажиров в объявление, вывешенное в автобусе.
Когда Галина доехала до Чапаева и Абая и стала выходить, он
попросил доплатить 20 тенге. Девушка отказалась выполнить
его просьбу, и кондуктор принялся затаскивать ее в автобус
за волосы. За Галину заступился мужчина.
Галина Дороганова полна решимости отстаивать свои права и
привлечь хамоватого кондуктора к ответу. Тем более что с
этим маршрутом у пассажирки связаны, мягко говоря, не очень
хорошие воспоминания. Однажды, при выходе из автобуса, ее
ногу прищемило дверью. Галине пришлось целый месяц носить
гипс.
*****
Горячий телефон
Евгения Сергеевна МОИСЕЕВА, пенсионерка:
– Объясните, пожалуйста, что все-таки произошло? Где правда:
на страницах вашей газеты или в объявлениях, расклеенных в
салонах автобусов? Дело в том, что сегодня на маршрутах №
131 и 119 вместо 20 тенге с меня взяли 30 тенге, хотя
"Вечерка" опубликовала информацию о том, что стоимость
проезда после Нового года не изменится.
Нина Викторовна ШАПОВАЛОВА, пенсионерка:
– Давно не приходилось сталкиваться с таким откровенным
хамством! Утром 3 января в автобусе № 29 (бортовой номер
1088) меня оскорбил водитель, а ведь он годится мне в
сыновья. Ругался матом и кричал, что плевать хотел на закон.
Он, видите ли, руководствуется постановлениями своего
начальства, поэтому отныне пенсионеры должны платить 30
тенге.
Гаухар САЛДАБАЕВА, студентка:
– Когда сегодня утром я подала 20 тенге, чтобы оплатить
проезд в автобусе № 121 (бортовой номер А 802), кондуктор
попросил еще 10 тенге добавить. Я, естественно, отказалась,
ссылаясь на вашу газету. Между нами завязалась перепалка.
Тогда водитель остановил автобус, вернул мои 20 тенге и
предложил покинуть автобус. Я отказалась, и меня попросту
вышвырнули из салона. Тогда я заявила, что буду жаловаться,
в ответ услышала: "Жалуйтесь, куда хотите, газета нам не
указ". В результате я опоздала в институт на занятия. Но
самым обидным для меня было не это, а реакция остальных
пассажиров. Все кричали на меня за то, что я задерживаю
автобус.
Автобусные маршруты, в которых за проезд брали 60 тенге
Название автопарка |
Маршрут автобуса |
Примечание |
Алма транс LTD |
65, 73 |
|
95 |
|
99 |
|
102, 119 |
|
25 |
кондуктор за волосы затащил пассажирку в автобус |
32 |
Кондукторы затевают драки |
Автопарк № 4 |
4 |
|
29, 70 |
|
111, 112 |
|
118, 121 |
|
6 |
водитель обругал нецензурной бранью пассажиров |
79 |
кондуктор хамил пассажирам |
"БаТу travel комп." |
37 |
водитель не выпускал из автобуса пассажиров, не
заплативших 60 тенге |
43, 59 |
|
98 |
|
126 |
|
77 |
кондуктор хамил пассажирам |
*****
Дорогие читатели!
Если с вас в автобусе пытаются взять плату, превышающую 40
тенге, звоните авторам материала по телефону 279-74-41 или
оставляйте сообщения на сайте.
Материал подготовили:
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ,
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Фото Раисы КРУГОВОЙ
На фото: разговор с водителями автопарка № 4; Галина
Дороганова "жертва" кондуктора автобуса № 25 |