|
В Алматы необходимо
построить пятнадцать транспортных развязок
Потому что через десять лет каждый второй
житель южной столицы обзаведется личным автомобилем
В 2006 году начнется крупномасштабное
благоустройство Алматы. В первую очередь в городе
будут отремонтированы автомагистрали и возведены
новые транспортные развязки. Что ожидает
автолюбителей на дорогах южной столицы Казахстана в
ближайшее время, «ЛИТЕР-Неделе» рассказал президент
научно-исследовательского института транспорта и
коммуникаций РК Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ.
«ЛИТЕР-Неделя»: В адрес алматинских
магистралей очень много нареканий – бесконечные ямы,
получасовые пробки, хаотичное движение… Каким
образом автодорожная реформа разрешит ситуацию?
М.Б.: Действительно, сегодня город испытывает
большую нагрузку — ежедневно на автодороги Алматы
выезжает более 300 тысяч машин.
Естественно, такое количество автотранспорта
затрудняет движение в городе, в частности, в часы
пик средняя скорость движения автомобиля по центру
столицы составляет от 10 до 20 километров в час.
Согласно строительным нормам и правилам по
градостроительству, утвержденным в 2002 году,
нормативом является 200-250 автомобилей на тысячу
жителей. Уже сегодня этот показатель с лихвой
превышает установленные нормы. Мы ожидаем, что в
ближайшие семь-десять лет на тысячу жителей будет
приходиться до 500 единиц автотранспорта. Исходя из
этих результатов и собираемся проводить
проектирование будущей инфраструктуры города: улиц,
дорог и особенно парковок, которые необходимо в
спешном порядке создавать вблизи рынков,
супермаркетов и крупных учреждений. В частности,
планируется построить несколько многоярусных
паркингов на 80-90 тысяч автомобилей.
Чтобы разгрузить Алматы, будут сооружены
транспортные развязки. Но прежде чем их строить,
нужно привести в порядок всю попадающую под развязки
территорию. Предусматривается ремонт сильно
изношенных дорог, пробивка и расширение улиц и
проспектов города.
«ЛИТЕР-Неделя»: На сегодняшний день
развязок в городе всего четыре. Сколько их еще
нужно?
М.Б.: В ближайшие пять лет в городе должно
появиться более 15 транспортных развязок – двух- и
трехуровневых. Их строительство требует колоссальных
денег. Поэтому при непрерывном финансировании
планируется возводить по три развязки в год. До 2010
года все они будут построены.
«ЛИТЕР-Неделя»: Какие изменения произойдут
в работе общественного транспорта?
М.Б.: Сегодня по городу курсируют 3,5 тысяч
автобусов. Мы намерены сократить их число до 2-2,5
тысяч, прежде всего уберем дублирующие маршруты,
необходимости в которых город не видит, и устаревший
автопарк. При этом сокращение числа городских
автобусов никак не отразится на стоимости проезда.
Вообще, как планирует руководство мегаполиса, в
скором времени скоростной пассажирский транспорт
должен составить конкуренцию индивидуальным авто. Во
всех крупных городах мира приоритет отдается именно
общественному транспорту, где и как он будет
следовать — над землей или отдельно выделенной
полосой движения – сейчас думаем. Также подписан
меморандум с канадской компанией «Дефа-банк», и
скоро в городе будут ездить бесшумные троллейбусы,
скоростные трамваи и автобусы.
«ЛИТЕР-Неделя»: А как обстоят дела с
метро? Его будут достраивать?
М.Б.: Вопрос метро также был оговорен в
меморандуме. Мы в свое время многое потеряли: если
бы давным-давно закончили первую линию, сейчас бы
просто достраивали по тысяче километров в год. А так
судьба алматинского метрополитена будет ясна лишь по
прошествии времени.
А пока необходимо сделать транспортное соединение
центра города с окраинами, куда сегодня можно
добраться только на единичных автобусах или на
личном авто. Во всех развитых странах на городские
окраины курсируют электрички. Но у нас классическую
электричку можно провести только до Капшагая, а ведь
есть еще Каскелен, Талгар и Иссык – для них в идеале
нужно пускать скоростные трамваи. При этом стоимость
одноразового ежедневного абонемента сохранить единой
для всех пассажиров – как для тех, кто передвигается
только внутри городской черты, так и для тех, кто
въезжает в город из областей.
Справка «ЛИТЕР-Недели»
По данным казахстанского Научно-исследовательского
института транспорта и коммуникаций, строительство
семнадцати новых транспортных развязок
обойдется казне в 75 млрд тенге.
Эксперты подчеркивают, что это ориентировочная
сумма, которая не включает выплату компенсации
людям, чье жилье располагается на территории, идущей
под застройку запланированных развязок.
Первоначально нужно провести ремонт и реконструкцию
дорог: ориентировочная стоимость одного километра —
примерно 200 млн тенге. Так, ремонт 800 метров
дорожного полотна самого короткого из
реконструируемых объектов — улицы Шашкина — выльется
в 140 млн тенге.
Наиболее затратной статьей расходов станет
сооружение наиболее крупных транспортных развязок.
ПЕРВАЯ РАЗВЯЗКА: улицы Абая – Жандосова – Сатпаева,
улицы Жандосова – Алтынсарина – Сулейменова и
Толе-би – Тлендиева. Кроме этого, задумано
реконструировать бульвар Бухар жырау (от улицы
Жарокова до Байтурсынова), улицу Сатпаева (от
Байзакова до Ауэзова), улицу Байзакова (от
Тимирязева до Жандосова), улицу Манаса (от
Тимирязева до Жамбыла) и улицу Мынбаева (от Жарокова
до Манаса). ВТОРАЯ РАЗВЯЗКА: улицы Берегового,
Сулейменова, Токтабаева и Навои. ТРЕТЬЯ РАЗВЯЗКА:
улицы Тлендиева (от Абая до Райымбека),
Брусиловского (от Райымбека до Сатпаева), Тургут
Озала (от Райымбека до Абая).
Протяженность каждого реконструируемого участка
главных улиц города составляет около 7 километров,
стоимость каждого участка – примерно 1,5 млрд тенге.
Общая протяженность реконструируемых улиц — 41
километр, что обойдется бюджету более чем в 8 млрд
тенге.
Стоимость одной развязки (большинство из них будут
двухуровневыми) составит около 4,5 млрд тенге.
Самыми дорогостоящими будут трехуровневые развязки
по улицам Абая – Жандосова – Сатпаева и Фурманова –
Аль-Фараби. Строительство каждой из них обойдется
городу в 6,5 млрд тенге.
Жан АЛИН, Алматы |
|
|
|
|
|