В алматинских автобусах устанавливаются валидаторы.
С их помощью транспортники и акимат надеются
увеличить свои доходы, а инвесторы из Южной Кореи —
получить плацдарм для экспансии в СНГ.
Электронные аппараты — так называемые валидаторы,
посредством которых осуществляется плата за проезд
в общественном транспорте, начали действовать
в электротранспорте Алматы — троллейбусах и трамваях
— с начала года. Теперь решено установить
их с 1 сентября и в автобусах. По мнению инициаторов
нововведения — акимата города и инвесторов
из южнокорейской компании ЕВ Kaz, новая система
увеличит прозрачность доходов перевозчиков,
следовательно, и налоговые отчисления. Напротив,
участники рынка указывают на то, что системные
проблемы общественного транспорта южной столицы
Казахстана могут сделать новшество бессмысленным —
как это уже случалось в других крупных городах
на постсоветском пространстве.
Вкалывают валидаторы, а не человек
В среднем алматинский автобус за смену,
в зависимости от маршрута, приносит
автотранспортному предприятию доход от 10 до 30 тыс.
тенге. С введением в действие валидаторов эта сумма
должна увеличиться — за счет исключения
человеческого фактора. Начальник ГКП «Алматыэлектротранс»
Талгат Абдрахманов поясняет: «По нашим подсчетам,
доходы предприятия увеличились минимум на 20%.
И мы ожидаем, что прибыль еще возрастет со временем.
Это весомая добавка к нашему бюджету, которая раньше
прямо уходила в карманы недобросовестных кондукторов
и контролеров, которые зачастую работали в стачке
с такими же водителями. Проконтролировать их всех
на всех маршрутах не было никакой возможности. Там
часто работали случайные люди. В результате
электротранспорт нес огромные убытки, и мы были
вынуждены обращаться за дотациями из городского
бюджета».
В акимате тоже уверены в успехе проекта и считают,
что после того как система заработает в полную силу,
доходы в казну города увеличатся минимум на 30%. При
этом инициаторы внедрения валидаторов уверяют, что
общие расходы на проезд для горожан не повысятся.
Зато возрастет качество обслуживания пассажиров.
Ведь одними валидаторами дело не ограничится —
внедряемая электронная система представляет собой
целый комплекс. По словам начальника КГП
«Пассажирские перевозки» Исахана Иманбекова,
в автобусах будет отработана схема, позволяющая
отслеживать и упорядочить маршруты транспорта. Всего
на пассажирских маршрутах города курсируют
200 единиц электротранспорта и 1800 автобусов. После
установки системы движение каждого автобуса можно
будет регулировать для строгого регламента и избежания
заторов. Для этих целей завезено 2200 валидаторов
на сумму 37 млн. тенге. Управление системой,
ее мониторинг и диспетчеризация обойдутся еще
в 13 млн. Все средства предоставит инвестор —
компания ЕВ Kaz. Срок окупаемости проекта
оценивается в восемь лет.
Представитель ЕВ Каz Аскар Багжанов поясняет, что
единственную сложность во внедрении
и функционировании системы видит, прежде всего,
в неподготовленности населения. Подобные системы
оплаты введены в Южной Корее, Китае и Турции, и там
тоже население сначала относилось к ним
с подозрением. Однако спустя некоторое время
(год-два) привыкли, и доходы транспортных компаний
резко повысились. Насколько увеличились доходы,
и если увеличились, произошло ли это из-за
валидаторов, остается невыясненным.
Кондукторы-луддиты
Пока что опасения инвесторов оправдываются. Не все
алматинцы в восторге от новшества, было и есть
ощутимое сопротивление реализации проекта. Напомним,
в начале года была забастовка работников
электротранспорта, направленная против внедрения
валидаторов. Продлилась она всего день, но сам факт
показателен. В ходе акции рядовые работники
предприятий задавались вопросами: куда податься
после их вытеснения с рабочего места электронными
кондукторами; во-вторых, где гарантии, что все
деньги, которые соберет за день валидатор, попадут
на кассу?
Не все автобусные парки подписали соглашение
с корейской компанией. Инициаторы проекта
подозревают: нынешняя система сбора оплаты за проезд
позволяет транспортникам занижать доходы, объявляя
себя убыточными и добиваясь дотаций от городской
казны.
Но и валидаторы пока что не доказали своей
эффективности. К примеру, ситуация
на электротранспорте города с начала года изменилась
незначительно. Несмотря на ввод валидаторов,
профессия кондуктора осталась, ей даже работы
прибавилось — приходится проверять наличие
и подлинность билетов. При этом очень часты случаи
выхода техники из строя. Г-н Абдрахманов, говоря,
что ломается до 20% валидаторов, подозревает
водителей и контролеров в злоумышленных действиях:
«Они против прозрачных доходов, удобства
в транспорте и научно-технического прогресса».
Работники транспорта в свою очередь утверждают
о частой поломке каждого второго устройства и видят
причину в техническом несовершенстве самих
валидаторов.
«Расплодят стукачей…»
Свои соображения по этому поводу высказывает
руководитель одной из транспортных компаний города,
пожелавший остаться неизвестным: «Деньги
на новшество власти города не выделяют, хотя,
бесспорно, любое подобное действие направлено прежде
всего на улучшение городской обстановки. Но средства
исходят от фирмы, которая и занимается валидаторами.
Когда они говорят, что инвестиции окупятся через
несколько лет, это означает, что окупятся для них.
Выручать эти деньги они будут с наших доходов.
Мы разговаривали об этом с властями города и, честно
говоря, адекватных ответов на свои вопросы
не услышали. И потом, никак не решена проблема
дотаций льготного проезда. Считай, каждый наш второй
пассажир — либо студент, либо пенсионер. На них
мы фактически теряем около трети доходов. Теперь еще
обещают (власти города. — «ЭК») штрафовать наших
работников за неправильное обращение с валидаторами.
Даже «стучать» заставят пассажиров друг на друга,
если кто-то поедет без билета». Бизнесмен имеет
в виду телефоны доверия, по которым можно высказать
свои претензии к работе транспорта или сообщить
о безбилетном пассажире. Действительно, г-н Абдрахманов
подчеркивает: «Я призываю всех производить оплату
только в валидаторах, а обо всех нарушениях сообщать
по телефонам нашей круглосуточной службы, где также
можно задать и любой интересующий вопрос. Она нужна
для нас всех и имеет очень хорошие перспективы
значительно повысить культуру обслуживания
на общественном транспорте южной столицы».
Пробный камень
Несомненно, повышать культуру обслуживания
необходимо. Непонятно только, что следует сделать
в первую очередь: с помощью электронных кассиров
нормализовать работу городского транспорта или
сначала оптимизировать работу автобусов и лишь затем
внедрить валидаторы.
Президент ЕВ Каz Ли Джонг Ву верит, что существующие
проблемы преодолимы: «Сначала у нас были сомнения
в том, насколько востребованным будет нововведение,
поскольку Казахстан — это другая страна, иные люди,
культура. В то же время мы надеялись, что должны
добиться успеха, потому что жители многих стран
отдали предпочтение нашей электронной системе. Это
и понятно, человечество тянется к прогрессу,
и мы по мере своих сил стараемся внести свою лепту
в развитие культуры и цивилизации».
Президент ЕВ Каz считает, что от успешности
внедрения системы в Казахстане зависит дальнейшее
ее продвижение в других городах СНГ. Однако пока
попытки внедрения валидаторов в других мегаполисах
на постсоветском пространстве не привели к заметному
успеху.
В этом году подобную систему ввели в Киеве.
Начальник службы автоматики и связи КП «Киевпасстранс»
Николай Гузенко рассказывает, что проект
по внедрению валидаторов, откровенно говоря,
провалился: «Они работают, но народ не приучился ими
пользоваться. Крайне неудобно использовать такие
системы в условиях перегруженности и дорог,
и автобусов. Честно говоря, пока я не вижу реальных
результатов использования валидаторов. Поэтому
и с финансированием не торопятся» (программа
внедрения рассчитана до конца 2009 года). В свою
очередь в Главном управлении транспорта Киева
заявили, что с введением валидаторов ситуация
с ОТ в городе значительно улучшилась, но конкретными
цифрами подтвердить отказались.
Московский опыт также не обнадеживает. Как сообщили
в «Мосгортрансе», правда, анонимно, «такие введения
были бы удобны для, например, Зеленограда. Для
московских условий с бесконечными заторами, огромным
пассажиропотоком и дорожными особенностями
валидаторы пока не в состоянии выполнить возложенные
на них задачи — удобство в использовании, быстрая
посадка-высадка пассажиров».
Каждый алматинец прекрасно знаком с особенностями
работы городского транспорта. Это и нерегулярность
рейсов, и переполненность автобусов в часы пик,
ранние сходы с маршрута. Возможно, электронная
система мониторинга, интегрированная с валидаторами,
позволит решить эти проблемы. Но также вероятен
вариант, когда работники автотранспортных
предприятий будут попросту саботировать реализацию
проекта.
Помнится, в Алматы немало было проектов
по приближению стандартов общественного транспорта
города к нормальным, начиная с метро и заканчивая
легкорельсовым транспортом (ЛРТ). Речь о них идет
давно. Но то же метро еще до своего ввода
разочаровало население своими сроками, размерами
и стоимостью. О ЛРТ начали было говорить
и благополучно отложили на неопределенное время.
А проблемы общественного транспорта города растут.
На очереди валидаторы. Можно приводить сколько
угодно примеров успешного внедрения электронных
кондукторов, однако будут ли они работать в наших
условиях так же стабильно, пока ответить не могут
ни работники транспорта, ни сами инициаторы
проекта. |