Общественный транспорт по-настоящему
любят лишь единицы. Остальные - их
большинство - его просто терпят. Видимо,
водители многочисленных автобусов,
троллейбусов и трамваев инстинктивно
чувствуют эту нелюбовь и отвечают
своим пассажирам тем же. Так что на
гневное замечание: «Не дрова везешь», в
самом лучшем случае посоветуют
поменяться с ними местами. Описывать
худшие варианты диалога не позволяет
цензура и воспитание. Но, наверное, где-то
в самой глубине души мы понимаем свою
зависимость друг от друга. Ведь как-то
мы еще сосуществуем?! Наш
корреспондент решил узнать последние
новости из жизни пассажирского
транспорта и проникнуть в тонкости его
работы. Возможно, тогда мы станем ближе
друг к другу…
Не только тролли ездят в
троллейбусах
Сегодня просторы Алматы
рассекают 2947 автобусов, 202 троллейбуса
и 62 трамвая. Поскольку в мировой
практике развитию электротранспорта
отводится особое место в связи с его
экологичностью, то совершенно
неудивительно, что руководство Алматы
именно ему отдает предпочтение.
Подсчитано, что для обеспечения
ритмичности работы троллейбусов на
действующих линиях и поддержания
нормального технического уровня
необходимо в течение ближайших пяти
лет ежегодно приобретать не менее 50
единиц новых троллейбусов. Они
необходимы для планового обновления
подвижного состава и восстановления
инвентаря, что уж скрывать, весьма
сократившегося в последние
десятилетия.
Как заверили нас в Департаменте
пассажирского транспорта и
автомобильных дорог города Алматы,
сегодня появляются все более новые
современные технологии в области
модернизации системы электроснабжения.
Что особо приятно, мы обладаем всеми
возможностями применения этих
технологий в строительстве трамвайных
путей, тяговых подстанций и других
составных частей в системе
электроснабжения. Есть надежда, что их
применение позволит Алматы по уровню
транспортного обслуживания горожан
встать в один ряд с ведущими
европейскими городами, где существует
городской электрический транспорт, и
ни в чем им не уступать.
Кроме этого радует еще один
немаловажный факт - с 2001 года в
Казахстане ведется серийный выпуск
троллейбусов. За это время было
выпущено 116 троллейбусов, из них 24
служат астанчанам, остальные - радуют
алматинцев.
Зайчики в трамвайчике
Но, как известно, к экологичному
виду транспорта относятся еще и
трамваи. Сегодня в Алматы действует два
их маршрута. Надо отдать должное - если
трамваям не мешают автовладельцы, - они
ходят точно как часы. В любое время года,
кроме зимы. Дело в том, что в холода
особенно чувствуется, что
реконструкция контактных, кабельных
сетей и трамвайных путей не
производилась с середины 1980-х годов.
Причина прозаична - отсутствие
финансовых средств. И трамваи, как бы
подтверждая, что передвигаются на
последнем издыхании, порой
отказываются вообще трогаться с места.
Ведь в Алматы большинство тяговых
подстанций и кабельных сетей были
введены еще в начале 1970-х годов. Не
удивительно, что сегодня они
практически выработали свой ресурс.
Кстати, установлено, что долгое время
капитально не ремонтируемые и до
предела изношенные трамвайные пути
вызывают шум и вибрацию, превышающие
допустимые нормы. В результате
снижается комфортабельность поездки
пассажиров, значительно сокращается
срок службы путей и трамваев.
Но не стоит думать, что руководство
КГП «Алматыэлектротранс» обо всем этом
не догадывается. Напротив, все эти
данные ими и предоставлены: здесь
принимаются все меры по устранению
такой ситуации. Хотя, конечно, нельзя не
признать тот факт, что троллейбусам
нынче уделяется значительно больше
внимания. Но есть надежда, что и о
трамваях не забудут. Алматинцам
обещают, что применение современных
технологий обеспечит бесшумность и
плавность хода подвижного состава,
значительно увеличит ресурс путей и
трамваев, а также, что немаловажно,
создаст комфорт перевозки пассажиров.
Когда езда на автобусе
превращается в полет…
Совершая такую поездку, ты
начинаешь смутно догадываться, что она
может стать и последней. Ситуацию
зачастую осложняет неимоверная
скученность пассажиров. Особенно
забавно, когда ты стоишь на одной ноге,
подпихиваемый своими соседями со всех
сторон, и твой блуждающий взгляд
натыкается на внешне неприметную
табличку: посадочных мест - 28, общее
возможное число пассажиров - 43. Ты
ухмыляешься в душе таким цифрам и
продолжаешь выживать в поездке дальше.
Но водителей, которые набивают свои
автобусы до отказа и лихачат, совершая
немыслимые объезды, развороты и
повороты, тоже можно понять. Сегодня у
нас практически нет государственных
автопарков. А частным, наверное, законы
не писаны. Многим водителям
выставляются такие планы, которые даже
при всем желании выполнить очень
сложно. Правда, кое-где еще пытаются
соблюдать традиции прошлого.
- Наши водители приходят «на все
готовое», - рассказывает Жоламан
Дуйсенов, исполнительный директор ТОО
«Автобусный парк №4». - Ремонт
автобусов, заправка, технические
проверки - все берет на себя
предприятие. Водителям надо лишь
возить пассажиров и не нарушать правил
дорожного движения. Безусловно, какими
бы «райскими» условия у нас не были,
ежедневный план водителям необходимо
выполнять. Но ту норму выручки, которую
они нам сдают, нельзя назвать
непосильной. У нас проводятся так
называемые «контрольные выезды», когда
специальная комиссия ездит по городу
целый день, а потом подсчитывает,
сколько водитель может принести
выручки…
Конечно, не во всех автопарках
водителям живется так хорошо. Нередки
случаи, когда на их плечах лежит все: и
ремонт машин, и заправка, да еще и
ежедневную выручку надо привозить в
таких размерах, что водителям просто
приходится нарушать все мыслимые и
немыслимые нормы и правила.
Но как бы мы ни старались войти в то
положение, в котором находятся многие
водители автобусов, рефлекторное
чувство самосохранения все же сильнее.
Вот и пишем мы жалобу за жалобой в
соответственные инстанции. Или в
департамент, или в сам автопарк, где
работает нарушитель. Каждая из таких
претензий тщательно разбирается - или
внутри предприятия, или этим
занимается Управление дорожной
полиции. Конечно, последняя
организация с нарушителями не
церемонится, но и руководству
автопарков невыгодно работать с
непрофессионалами. По словам Жасталека
Темирбекова, директора Коммунального
государственного предприятия
пассажирских перевозок, с таких
водителей спрос особый. Кого-то лишают
премии, другим урезают зарплату, а
третьих вообще понижают, например, до
технического персонала без
последующего восстановления в
должности. Для водителей - это самая
страшная мера наказания.
Впрочем, руководители ответственных
ведомств говорят не только о проблемах
пассажирских автобусных перевозок.
Есть здесь и свои успехи.
По данным Департамента пассажирского
транспорта и автомобильных дорог
города Алматы, наряду с выпуском
отечественных троллейбусов вовсю идет
работа по организации серийного
производства низкопольных автобусов
большой вместимости с двигателем Евро-2.
Как нам пообещали, вопрос качества
стоит у производителей на первом месте.
Особенно серьезное внимание уделяется
комплектующим деталям. А в
конструкциях применяются самые
современные технологии, как то:
компоненты из пластика, клейка обшивки
кузова и стекол.
Как многие алматинцы, наверное,
заметили, руководство города старается
отходить от маленьких маршрутных такси.
Сегодня их на дорогах южной столицы
почти и не встретишь.
- Такие меры принимаются согласно
определенным мероприятиям, принятым
Департаментом пассажирского
транспорта и автомобильных дорог
Алматы, - объясняет Ж. Темирбеков. -
Мероприятия предусматривают
рационализацию маршрутной сети
городского пассажирского
автотранспорта, включающую в себя
сокращение численности
малогабаритного подвижного состава,
упразднение нерентабельных и
дублирующих друг друга маршрутов,
организацию более укрупненных
маршрутов и изменение их нумерации.
Реализация этих мероприятий началась
еще в 2005 году, в нынешнем она
продолжится. Все зависит от меры
поступления автобусов большой
вместимости.
Хотим предупредить - из 186-ти
существующих автобусных маршрутов 37
будут упразднены. Остальные - либо
объединены, либо переименованы. Так что
готовьтесь к переменам, от которых,
будем надеяться, отношения между
водителями и пассажирами станут по
меньшей мере добрыми, при лучшем
раскладе - перерастут в дружбу - крепкую
и долгую.
Автор: Нина ЯКУБОВА
|