Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский автобус. Статьи


 

Первый автобусный парк

Сразу же адресуем благодарность ветерану Алматинского автобусного парка №1, участнику Великой Отечественной войны Дмитрию Михайловичу Борщевскому, предоставившему справочно-исторические материалы о своем предприятии

 

Первый автобусный парк

Раздел ведет

Василий Шупейкин
Тел.: 2796216,
87013374555
Тарантасы, пролетки, конные экипажи появились в Верном как только он обзавелся собственными улицами. Извоз приветствовался и поощрялся всегда и везде, при всех правителях и общественном укладе. Большевики с извозчиками тоже не боролись, и вредоносным социализму семенем их не объявляли. Вплоть до 1926 года на улицах Верного царствовал гужевой транспорт, хотя автомобиль в те времена уже перестал быть диковиной в Казахстане. Но автобус, в который пускали всех и с "бешеной" скоростью – 15 – 20 километров в час – везли по ухабам и пыли, мощеным и грунтовым дорогам, слыл все еще чем-то сродни головокружительным аттракционам.

Достоверно известно, что первый автомобиль, взорвавший тишину нашего города клаксоновым гудком и выпустивший в девственную чистоту предгорий клубы едкого дыма, появился в 1915 году. Звали его "Мерседес-Бенц". А в общем на весь Казахстан, по данным на первое января 1910 года, колесили 23 авто различных европейских и американских марок и 12 мотоциклов, тоже не русских. К концу уже советского 1928 года автомобилей в республике было аж 247 штук.

Но вернемся к верненским частным извозчикам, которые делились клиентами с автобусниками-частниками до 1932 года.

Вот что сообщает известная алматинская журналистка Елена Мироглова, тридцать пять лет назад написавшая историю Алматинского автобусного парка № 1 и подарившая эту брошюру Дмитрию Борщевскому.

"…В 1932 году решением исполкома городского совета Алма-Аты было создано первое автомобильно-гужевое транспортное хозяйство для перевозки людей и грузов. В этом хозяйстве работали 138 человек. Среди них – два инженера, 20 шоферов, 50 конюхов-извочиков. Располагало хозяйство 45 бричками, 5 фаэтонами, 12 автомобилями и 100 лошадьми. Находилось оно на пересечении нынешних улиц Райымбека и Фурманова. Это и был первый шаг – начало трудовой биографии коллектива автобусного парка № 1, первого предприятия общественного транспорта в Казахстане.

1932 год коллектив считает годом своего рождения. Тогдашний парк машин состоял из АМО-Ф-15, ЯЗ-5, "Опелей", "Доджей", "Рено", "Уайтов", а производственные помещения располагались в наспех выстроенных четырех деревянных сараях. В трех из них помещались лошади, а один сарай служил местом ремонта машин.

В зимнее время, чтобы завести мотор, подогревали масло в картерах двигателей факелами. Работали зачастую на самолюбии. Весь ремонтный инструмент состоял из молотка и зубила. Особенно бедствовали из-за колес… Тогда на ободе колеса имелась толстая резина без камеры, а на ней долго не проездишь. Маршруты движения первых автобусов были совсем короткими – из Малой станицы на базар, а оттуда вновь в Малую станицу. Жители искоса поглядывали на это грохочущее и скрипящее иностранное чудо техники. Иных пассажиров шофера затаскивали в салон силой…"

В 1935 году автогужевое хозяйство реорганизовали – оно стало только автомобильным.

К началу 1970-х годов в нем насчитывалось 285 автобусов. Потом, накануне перестройки, их число перевалит за 350, и будет это автохозяйство одним из лучших в Советском Союзе. 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Сайт управляется системой uCoz