Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Троллейбус. Будущее. BRT и LRT в Алматы


 

Из кризиса 90х годов трамвайно-троллейбусное хозяйство города выходило очень сложно. Фактически, развал начался в 1993 году и продолжался вплоть до 1998 года, когда началось постепенное восстановление, хотя многие фонды были безнадежно разворованы или утеряны.

В 90-х гг. из-за нехватки подвижного состава были закрыты маршруты 8, 16, 25. Затем была закрыта ветка в Аэропорт и Алматы 1 через пр. Суюнбая - маршруты 3, 13, 17. Позже был законсервирован троллейбусный парк № 2. Далее был закрыт маршрут № 4.
Кризис подвижного состава в 95-98 гг. вынудил производить КВР имеющихся ЗиУ, приобрести партию Шкод ТР 14 (1996-98 гг.), получивших номера 1001-1031, 1055-56 (ныне 3101-3135), начать проектирование собственного троллейбуса "Казахстан" (1999-). Позже были стали ежегодно приобретаться б/у Шкоды из Чехословакии (1999-2004), Каэтано из Португалии (2000), собирать ЗиУ из запчастей (1998-2002 г). 

В конце 2005 г. были списаны все Зиу до 1998 г., практически все Каэтано. В этом же году была открыта новая троллейбусная линия, соединившая мкр. Жетысу и Аксай и автовокзал "Саяхат", под которую был переделан маршрут № 2, но была закрыта линия по ул. Наурызбай батыра. В настоящее время не закупается никакой б/у техники, троллейбусы "Казахстан" поступили и в 3 парк. 

В планах строительство веток в мкр. Орбита, Жулдыз, по Шаляпина в западном направлении в мкр. Мамыр, по пр. Аль-Фараби, на Медео.

Акимат Алматы во главе с новым акимом Имангали Тасмагамбетовым принял транспортную программу развития электротранспорта. Практически сразу были отменены проекты метро-монорельса, монорельсового трамвая в городе как "нецлесообразные и не дающие желаемого соотношения цена-качество-полученный результат". После анализа Московской и Европейских систем трамвая, монорельса и других видов транспорта были в целом выработаны основные концепции развития транспорта в Алматы.

По сведениям официального сайта Акима Алма-Аты в будущем транспорт Алматы будет формироваться как основной скоростной (трамвай, метро), который будет дополнять обычный (троллейбус, автобус). В целом будущая система будет интегрирована в метросистему. Нынешнее метро, по той трассе, как оно проложено нерентабельно, пассажиропоток очень невелик. Поэтому было высказано предложение, которое поддержало правительство, что для полноценного использования метро необходимо использовать трамвайную систему, проходящую по земле, а в центральной части города в тоннелях метро.

Одновременно с этим Акиматом был подписан протокол намерений о создании системы LRT и BRT Алматы. На самом деле, этот протокол не является архиважным документом, это лишь официальное подтверждение о реальной возможности сотрудничества сторон, но не обязательно исполнения всех его пунктов. Например, по проекту Транслор "монорельсовый трамвай" такой протокол также был подписан и срок начала его реализации был назначен на декабрь 2004, но уже в феврале 2005 он был отменен как нерентабельный.

Пока что в официальных источниках вышел лишь такой документ:
--------------------------------------------------------------------------------
[ 26 мая 2005 ]

Алматы. 26 мая. Между акиматом Алматы и консорциумом компаний, в составе которого британский Depfa Bank и специально созданная инвестиционная группа KazCap Ramnos Investments, в четверг в Алматы подписан меморандум о взаимопонимании, предполагающем сотрудничество в реализации проекта городских скоростных пассажироперевозок.

Меморандум скрепили подписями аким Аламты Имангали Тасмагамбетов и управляющий директор Depfa Bank Тим Стритер (Tim Streeter).

"Стоимость проекта $783 млн. Начало его реализации планируется в мае 2005 года, завершение его основной части - в 2010 году, за исключением одного участка по проспекту Абая, который займет еще какое-то время", - сообщил И.Тасмагамбетов на презентации проекта, которая предшествовала церемонии подписания меморандума.

"Это достаточно большие инвестиции, которые не требуют ни государственных, ни муниципальных гарантий. Можно сказать, что это первые большие инвестиции в муниципальный проект, который будет реализован в нашем городе", - подчеркнул он.

Инвестиции для реализации проекта, планируются из городского бюджета и от Depfa Bank. "Сегодня мы принимаем на себя обязательства по очень важному проекту, касающемуся транспортной системы в Алматы. Мы считаем, что этот проект не должен быть зависящим от бюджетных вложений города Алматы или гарантированным, так как бюджет лучше использовать на другие не менее важные проекты. Вместе с тем тот проект должен быть для нас окупаемым и должен быть гибким", - сказал Тим Стритер.

Как сообщил советник акима Андрей Климов, презентуя проект, с января текущего года по запросу акимата компания Steer Davies Gleave проанализировала пассажиропоток в Алматы.

По итогам исследований было установлено, что по 16-километровому проспекту Райымбека в течение дня в оба конца проходит 79,5 тыс. пассажиров, по улице Розыбакиева - более 100 тыс. пассажиров, Толе би - 124,5 тыс., Абая - 164 тыс.

"Такой пассажиропоток позволяет сделать следующие выводы: наземный автотранспорт излишне замедлен, некоторые перекрестки загружены, парковка автомашин производится на обочине улиц, имеется недостаточная дорожная разметка", - отметил А.Климов.

В этой связи проектная группа предложила внедрить в городе два вида перевозок общественным транспортном: скоростным автобусно-троллейбусным транспортом (BRT) и легким рельсовым транспортом (LRT). При этом в случае роста пассажиропотока пути и маршруты BRT могут быть перестроены под LRT.

LRT представляет собой современный трамвай, идущий по рельсам, которые отделены от проезжей части либо возвышенностью, либо бордюрами. Между тем автомобили не смогут пересекать данные рельсы, кроме как на отведенных специальных участках на перекрестках.

Система BRT представляет собой экологически чистые автобусы или троллейбусы, для движения которых выделена обособленная линия. Данная система более дешевая в отличие от LRT.

Как сообщил А.Климов, средняя мировая цена строительства одного километра системы LRT $20-25 млн., системы BRT - $от 1 до 5 млн.

Как пояснил аким, в данные суммы входит строительство линий, прокладка рельс, строительство подстанций, закупка подвижного состава, реорганизация дорожного полотна. В соответствии с проектом, по проспекту Абая предлагается в первоочередном порядке внедрить системы BRT. Одновременно с этим планируется начать расчеты для строительства LRT. По улицам Толе би, Розыбакиева предлагается внедрить LRT, по улицам Райымбека, Тимирязева, Жандосова - BRT и в дальнейшем, по мере необходимости, система LRT.
----------------------


 

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Сайт управляется системой uCoz