Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский автобус. Статьи


 

Сайт газеты «Мегаполис» (http://www.megapolis.kz)


[11.08.2008]

Методом валидатора
№ 31 (396) от 11.08.2008

Марат ДАНАЙ

С 1 сентября пассажиры алматинских автобусов тоже будут оплачивать проезд через валидаторы. Между тем очевидцы отмечают, что после внедрения этого новшества на электротранспорте количество троллейбусов на линиях резко сократилось, особенно в дневные часы. Однако, если проехать мимо троллейбусного парка, можно увидеть, что наши «рогатые» попросту стоят там «на привязи». Совпадение это или нет, трудно сказать. Но вероятность того, что то же самое произойдет и с автобусами, исключать ни в коем случае нельзя.

Кроме того, если в троллейбусах и трамваях валидаторы установлены примерно в середине салона, то в автобусах их устанавливают непосредственно у передней двери. Ясно, что оплачивать проезд при такой схеме расположения кассы будет очень неудобно. Особенно в часы пик. Зато водители смогут зорко наблюдать за финансовыми операциями пассажиров.

Принципиально новая система сбора денег за проезд в троллейбусах и трамваях была введена в Алматы 1 января этого года. Установленные в электрическом городском общественном транспорте валидаторы призваны исключить случаи, когда водители и кондукторы в троллейбусах и трамваях при ручном сборе денег у пассажиров за проезд имели возможность присваивать часть выручки. Кроме того, валидаторы позволяют вести автоматический учет пассажиропотока и соответственно автоматический подсчет сбора денег за проезд конкретного бортового номера троллейбуса, трамвая, быстрый оперативный подсчет суточной выручки машины, далее автоматизировать учет предприятия за неделю, за месяц и так далее.

В конечном итоге это позволяет более точно планировать свою производственную деятельность предприятиям общественного электрического транспорта в городе, и, главное, как я уже отметил выше, исключить возможность незаконного присвоения выручки.

Нововведение встретили в штыки водители и кондукторы. Прошли забастовки. Да и пассажирам первое время новая система оплаты за проезд показалась чрезмерно некомфортной. Тем временем стали происходить странные случаи. Гнёзда валидаторов забивались жвачкой, случались всевозможные технические неполадки. Стало ясно, что нововведение явно кому-то очень мешает.

Так или иначе, но весной положение более или менее нормализовалось. Вместе с тем, пассажиры стали замечать случаи, когда валидатор по пути следования маршрута отключался, а потом вдруг «чудесным» образом начинал функционировать снова. Водители на замечания пассажиров отвечали, что не понимают, что произошло.

На самом же деле происходило следующее. Оказывается, в первых образцах технической системы, введенной в эксплуатацию, водители имели возможность отключать валидаторы из своей кабинки. Чем они и стали пользоваться. Следуя по маршруту, водитель в какое-то время мог отключить валидатор, а потом через какое-то время включить его опять. Пассажиры при этом билет за оплаченный проезд в таком случае не получали. Это первое. Второе – пассажиры, сбросившие в валидатор монеты больше стоимости проезда, сдачу также не получали.

В результате, к концу рабочей смены в кассе валидатора могла собраться некая энная сумма, превышающая показание электронного учета. Эту разницу можно положить себе в карман.

Похоже, сигналы о фактах «неожиданного отключения валидаторов» поступали от пассажиров не раз. Поэтому с лета этого года введена в действие усовершенствованная версия технической системы, при которой, как сказал журналисту директор троллейбусного парка №1, водители уже не имеют возможности самовольно отключить валидатор. Валидаторы теперь отключаются только по завершении рабочей смены бортового номера, когда машина пересекает линию ворот троллейбусного парка.
 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Сайт управляется системой uCoz